Роза Грасса

 

Роза Грасса

когда мы говорим о парфюмерии как ремесле, мы всегда подразумеваем город Грасс



На ГЛАВНУЮ

В мире парфюмерии очень часто встречается упоминание провансальского города Грасс. Мы всегда подчеркиваем, что один из наших заводов расположен рядом. Наверное, многие из вас посмотрели художественный фильм, снятый по роману Патрика Зюскинда "Парфюмер", а некоторые, возможно, прочитали и саму книгу. Частично действие этой картины разворачивается на фоне города и его окрестностей.

Все это неслучайно. Когда мы говорим о парфюмерии как ремесле, мы всегда подразумеваем Грасс, потому что исторически и объективно именно здесь расположена столица царства ароматов планеты Земля.

Я предлагаю вам познакомиться поближе с этим удивительным и загадочным местом и его людьми.


Грасс расположен в 30 километрах от побережья Средиземного моря, на высоких холмах предгорьев Альп. Стоя на площадке у древних стен Собора, можно обозревать роскошную долину, выходящую к морю, вместе с городами и поселками Канн, Ле Канне, МоанСарту, Мандельё, Шато-неф, Мужан. В зелени садов тонут бесчисленные виллы, дома, ее пересекают артерии дорог. Пейзаж не похож на индустриальный или урбанистический. Французы умеют строить так, чтобы жилье человека не доминировало над оливковым садом. Тем не менее, еще сто лет назад все предместья благоухали полями ароматических растений и, самое главное, рядами розы Сентифолии - легендарной королевы роз.


Что может увидеть сегодня турист, посетивший Грасс? Скопление домов, построенных в 70-е годы прошлого века, окружающих исторический центр, когда-то роскошные виллы и дома знаменитых людей, живших здесь. В том числе Бунина. Но общее впечатление весьма посредственное. В центре, среди лабиринтов узких улиц, иногда настоящих щелей между старыми стенами, встречаются тесные площади, где потомки сарацинов играют в футбол и слышится арабская речь. Внимательный пешеход обратит внимание на гербы древних семей над роскошными резными дверями, истертые от времени ступени каменных лестниц и мостовых. В самом центре - здание мэрии, расположенное в старинном замке с тяжелой квадратной башней, вытянутой вверх, современницей крестовых походов, и, разумеется, почти прислонившийся к замку собор с высокой квадратной колокольней, на которой уже давно нет креста. На башне замка среди грубых тысячелетних камней - мраморная плита. На ней герб Грасса в виде агнца с флагом и надпись на провансальском языке, который трудно понять современному французу. Войдя внутрь храма, увидим взметнувшееся вверх пространство, нефы, поддерживаемые рядами колонн, каждая из которых около полутора метров в диаметре, сложенные из грубых камней, как будто колонны смело высечены из гигантских монолитов. Полумрак, торжественная тишина. По обеим сторонам центрального нефа старинные картины. Они, огромных размеров, в массивных тусклых золоченых рамах, изображают сцены библейской истории. Под ними надписи. И вдруг замечаем - Рубенс. Следующее полотно - тоже Рубенс, и третье - Рубенс. Остальные творения в соборе не уступают полотнам еще молодого тогда голландца (все три работы датированы 1602 годом). От такого неожиданного сюрприза захватывает дух. Можно сказать, что таков весь.

Его настоящую историю не просто увидеть. Сокровища города скрыты под суетным культурным слоем последнего времени.

Однажды этот город был сказочно богат. Его промысел не имел себе равных и состоял в том, что здесь мастера и алхимики творили запахи.
Когда-то, давным-давно, человечество научилось выделывать кожу. Но тонкие перчатки, ремни, сапоги, плащи и платье имели неприятный запах. Так появились мастера, которые могли ароматизировать кожу. И хотя моду диктовал Париж, здесь, в Провансе, расцвело мастерство парфюмеров. Я уже говорил в другой статье, что юг Франции - наиболее благодатное место для ароматических растений. Их связывают с именем Марии Магдалины, закончившей свой земной путь здесь, в Провансе. Но мастера, алхимики и крестьяне не довольствовались исключительно набором местных трав : лаванды, тимьяна, розмарина и т.п. Они экспериментировали, привозили растения из всех уголков Земли. Возможно, из крестовых походов привезли они сирийскую розу. Она не похожа на те пышные цветы на длинной ножке, которые теперь мы дарим по случаю. Эта настоящая роза библейских времен не имеет стебля, у нее много лепестков, но они не сворачиваются в многоэтажный бутон, как ее современные декоративные, генномодифицированные внучки. Эту розу в Грассе назвали "Сентифолия", то есть "столепестковая".

В наше время считается, что лучшее эфирное масло получается из болгарской розы, иногда из турецкой, в зависимости от погодных условий. Эфирного масла розы Сентифолии не бывает, из нее можно получить или "алколат" или "конкрет" или "абсолют". Но, в принципе, нам все равно, если сравнивать аромат. У парфюмеров нет разницы во мнениях - роза Сентифолия вне конкуренции. Когда мы готовили эту статью, я задал вопрос Жану-Франсуа Самери, потомственному парфюмеру из старинной грассуазской семьи : "Жан-Франсуа, почему Роза Грасса выше остальных ? Объясни, пожалуйста".Жан-Франсуа недоуменно посмотрел на меня, потом уехал домой, вернулся с маленькими флаконами "абсолюта", эфирных масел болгарской розы 2006 года и эфирным маслом турецкой розы 2005-го. Протянул их мне, спросив в свою очередь: "Что ты чувствуешь?" Я сказал, что чувствую изысканный аромат, совсем не похожий на запах эфирного масла розы. Он засмеялся и сказал: "Ты чувствуешь рай на Земле".

Когда сирийскую розу высадили в Провансе , то быстро заметили ее утонченный нрав. Это настоящая "принцесса на горошине". Она дает аромат только на высоте от 200 до 400 метров над уровнем моря, и чуть восточнее или чуть западнее Грасса ее уже нет. Если за ней не ухаживать как следует, вернее, не служить ей, то она перестанет пахнуть. Просто нет аромата, и все. Даже так случается, что на одном кусте есть бутоны с богатым ароматом, а есть абсолютно без запаха. Жан-Франсуа каким-то образом определяет их издалека, на глаз. Я проверял, все точно. Просил его научить меня, он сказал, что надо "чувствовать".

Но несмотря на все эти капризы, всем вскоре стало ясно, что сирийская роза, переселившись в Грасс стала другой. Ее аромат изменился, и мастера склонились перед ней, как перед королевой парфюмов

В семье Жан Франсуа много поколений выращивали Розу Грасса"

Ее научились выращивать и собирать. Но как сохранить запах? Пробовали дистилляцию. То есть такой процесс, каким обычно получают эфирное масло из растений, в том числе из других видов роз. Но для получения 1 килограмма эфирного масла, например болгарской розы, требуется 4-5 тонн лепестков, а для получения 1 килограмма эфирного масла Розы Грасса необходимо 10 тонн. То есть 10 000 килограммов лепестков! Принимая во внимание ее благородно-капризный нрав, это было невозможно даже в те времена, когда ручной труд стоил дешево. Поэтому за дело взялись алхимики и мастера флеража. Подобная проблема встречалась и у жасмина. Но его научились обрабатывать с помощью сала. Такая процедура называется "арт де флераж". Она хорошо показана и описана в фильме "Парфюмер". Но сало не подошло для благородной розы. Она его не приняла. Поэтому для Розы Грасса стали использовать технологию "алколат". На 1 килограмм лепестков розы брали 7 килограммов спирта и 7 месяцев (!) непрерывно перемешивали смесь. Потом научились делать "конкрет". Технологию я описывать не буду, тем более что об этих вещах все посвященные говорят крайне неохотно. Скажу только, что на всем протяжении технологического цикла постоянно встречается ключевое число "7". Здесь уже какая-то мистика и эзотерика. Для получения 1 килограмма "конкрета" требуется 3-4 тонны лепестков при условии, что среди лепестков розы не встречается так называемого дубля. Из килограмма хорошего "конкрета" можно получить 650 граммов "абсолюта".

Что такое "дубль"? Это гибрид Розы Грасса. Хитрые крестьяне научились выращивать розу с тяжелыми лепестками, потому что им платили за вес. Проделки обнаружились, но "дубль" встречается и сейчас. Его невозможно отличить по виду или запаху. Просто конечный продукт имеет меньше "выхода" из сырья.

К середине 20 века уровень жизни французского народа вырос настолько, что выращивать розу и обрабатывать ее лепестки стало слишком дорого. К 80-м годам это занятие с точки зрения рентабельности превратилось в безумие. Многовековые традиции ремесла настолько сильны в этой стране, что сплошь и рядом можно видеть, как ремесленники и мастера продолжают свое дело, даже если оно уже много лет не приносит былой прибыли. Таковы, скажем, булочники, кондитеры, крестьяне-агрономы, виноделы, маслоделы, мастера шелка, и так далее. Они способны начинать трудовой день затемно и работать допоздна, зарабатывая лишь скромный доход и при этом создавая ежедневно настоящие шедевры, которыми пользуются соседи. Так жили их отцы, деды и прадеды, каждый хранил в семье сокровища мастерства своего цеха, потому что без своей принадлежности этому цеху человек терял свою идентичность. Поэтому роза жила еще долго. Но тем не менее, неумолимая логика глобализации почти стерла ее со склонов холмов. Есть еще несколько гектаров, где она растет. Но получить даже пару сотен граммов "абсолюта" уже совершенно нереально.

С незапамятных времен и до сегодняшнего дня кабинет парфюмера не изменился. Представьте себе просторную комнату, в центре которой стоит стол, полукругом охватывающий рабочее место. Вокруг стола высокие шкафы с полками, так, чтобы до них можно было легко дотянуться. На полках сотни маленьких и средних бутылочек, некоторые имеют почтенный старинный вид, некоторые совсем новые. Все это сооружение называется "оргАн". Действительно, чем-то похоже. Перед парфюмером весы, посуда. Гусиное перо и шелковая бумага ушли в прошлое, теперь записи делаются шариковой ручкой. Вот и все. Разумеется, в распоряжении парфюмеров имеются и тончайшие современные измерительные приборы, но они используются для контроля и изучения сырья, компонентов. Творческий процесс происходит именно здесь, перед "оргАном". Труд поколений, их находки и промахи, шедевры и неудачи накапливаются в виде записей на страницах невзрачных тетрадей, а потом хранятся в виде эталонов и описаний технологии. Свои тетрадки парфюмеры прячут от чужих глаз очень тщательно. Знания передаются из поколения в поколение или от мастера ученику. Вот поэтому парфюмеры селились концентрированно вокруг Грасса, где своеобразные "библиотеки" насчитывают десятки тысяч рецептур. Традиция жива и сейчас. Многие лучшие "носы" Франции и мира живут здесь, благо что климат в Грассе не просто превосходный, а даже целебный. Чаще всего имена великих парфюмеров современности не известны широкой публике. Нередко приходится деликатно выспрашивать у собеседника о его прошлых работах. Мастера привыкли, наверное, к этому, слава достается парфюму, бренду, а не создателю шедевра. Ему остается только респект коллег и заказчиков.

Небольшие плантации Розы Грасса еще обрабатывают Себастиан Родригез и его братья. Эти делянки нужны для того, чтобы поставлять сырье для парфюмерных экпериментов крупнейшим мировым парфюмерным корпорациям, и некоторое количество кустов он содержит за свой счет. Год назад он решился на эксперимент и собрал урожай, чтобы получить немножко "абсолюта". Но получилось по расчетам всего около 100 граммов. Тогда он "перегнал" сырье, то есть дистиллировал лепестки роз и получил "розовую воду". Это дистиллированная вода, в которой до 6% эфирного масла розы, и отделить масло невозможно. Такую "розовую воду" использовали раньше в кондитерском деле, например. У нее чрезвычайно изысканный аромат, но вообще не ясно, как ее продавать. В том виде, как она есть сейчас, эфирное масло хранит ее от бактерий, но если разлить по флаконам, то придется добавить хотя бы 2-3 процента спирта. Мы могли бы предложить сейчас эту воду к продаже, но, во-первых, ее изысканный, царственный аромат не похож на тот, который считается запахом розы. Придется долго объяснять, и это как-то даже неудобно по отношению к Розе Грасса. Во-вторых, получится довольно мало флаконов, и купить второй раз это чудо будет нельзя. В-третьих, как можно догадаться, флаконы будут довольно дорогими. В-четвертых, я не знаю, как практически можно использовать эту цветочную воду.


Материал взят http://www.greenmama.ru/


На ГЛАВНУЮ



Обновлен 07 янв 2012. Создан 05 июл 2008



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
Rambler's Top100 Украина онлайн Украинский портАл

Copyright © 2008 www.lambre.io.ua Все права защищены.
Е-mail для связи: parfum_lambre@ukr.net